ГУФСИН России по Свердловской области

28.11.2011
17 ноября 2011 года в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «Роль общественных наблюдательных комиссий в обеспечении общественного контроля за реформированием уголовно-исполнительной системы».
По поручению Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в заседании принимал участие помощник Уполномоченного по правам человека в Свердловской области С.Н. Санников. От других регионов присутствовали Уполномоченные по правам человека и их представители, члены Общественных наблюдательных комиссий, представители Генеральной прокуратуры РФ, ФСИН России, МВД РФ и другие.
Рассмотрев вопрос «Роль общественных наблюдательных комиссий в обеспечении общественного контроля за реформированием уголовно-исполнительной системы», участники «круглого стола» отметили чрезвычайную актуальность данной проблемы.
В последнее время пенитенциарная система России претерпевает значительные изменения, направленные на расширение прав лиц, заключенных под стражу, гуманизацию условий их содержания в следственных изоляторах и местах лишения свободы. Внесены многочисленные изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, приняты новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
За время, прошедшее с момента вступления в силу Федерального закона от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» прошло более двух лет. За это время проделана огромная работа - созданы общественные наблюдательные комиссии в регионах, которые зарекомендовали себя независимыми и принципиальными защитниками прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания.
Благодаря настойчивой деятельности общественных наблюдательных комиссий в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты и целевые программы, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений в решении проблем социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений, в части:
- содействия в трудоустройстве после освобождения от наказания;
- медицинской реабилитации (выдача медицинских полисов обязательного медицинского страхования, получение необходимой медицинской и лекарственной помощи);
- бытового устройства (содействие в оформлении документов, оплата проезда к новому месту жительства, решение жилищных проблем, восстановление социальных связей с близкими, родственниками, семьей) и другие.
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он разработан исходя из правоприменительной практики указанного Федерального закона, показавшей, что ряд существенных вопросов, относящихся к организации деятельности общественных наблюдательных комиссий, урегулирован не в полном объеме.
Проектом устанавливается возможность оказания поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий со стороны государственных органов власти и органов местного самоуправления. Кроме этого, содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, может осуществляться также социально ориентированными некоммерческими организациями.
В целях установления однозначного толкования норм Федерального закона законопроектом предусматривается внесение изменения, согласно которому регламент общественной наблюдательной комиссии утверждается на первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов.
Общественной палате Российской Федерации предлагается оказывать содействие ОНК в обеспечении их методическими материалами, предоставлять относящиеся к деятельности общественных наблюдательных комиссий документы и материалы, а также проводить обучающие семинары в целях совершенствования деятельности общественных наблюдательных комиссий.
С учетом увеличения срока полномочий члена общественной наблюдательной комиссии до трех лет и в целях недопущения случаев утраты правополномочности ОНК законопроектом предлагается в случае досрочного прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии предоставить право общественному объединению, выдвинувшему его, предложить иную кандидатуру в члены общественной наблюдательной комиссии.
Кроме того, законопроект детализирует полномочия общественных наблюдательных комиссий, а именно, им предоставляется право осуществления общественного контроля за обеспечением права на охрану здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и других.
Принятие законопроекта позволит повысить роль общественных наблюдательных комиссий, объективность их деятельности, материалы их проверок будут способствовать выработке обоснованной уголовно- исполнительной политики, что обеспечит эффективную защиту прав человека в местах принудительного содержания.
Вместе с тем, участники «круглого стола» отметили наличие нерешенных проблем:
- излишняя в ряде случаев изоляция от внешнего мира, семьи, родственников, отбывание наказания в учреждениях, удаленных от мест постоянного проживания осужденных;
- трудности, связанные с условиями отбывания наказания, обеспечением питанием, получением желаемого образования, повышением его уровня, получением профессии, трудоустройством после освобождения, медицинским обслуживанием;
- необоснованное применение физической силы и спецсредств, наложение взысканий;
- не в полном объеме используются такие меры воспитательного воздействия как помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния;
- несовершенство системы реабилитации бывших осужденных, особенно несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода.
Включение общественных объединений в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа демократизма в уголовно- исполнительном законодательстве, позволяющим использовать дополнительные, отличные от государственных средства, формы и методы защиты законных прав и интересов осужденных, оказывать законное содействие деятельности государственных учреждений и органов уголовно- исполнительной системы.
Участники «круглого стола» выразили уверенность, что совершенствование законодательной базы позволит организовать общественный контроль, основанный на конституционном принципе непосредственного осуществления народом своей власти, как основополагающего элемента отношений между государством и обществом и по итогам заседания внесли рекомендации по дальнейшей совместной работе в адрес Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ФСИН России, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, общественных наблюдательных комиссий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций.

По материалам сайта Уполномоченного по правам человека в Свердловской области
Поделиться:


Дата последнего обновления: 30.07.2012 12:01

архив новостей

« Январь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
  2025 2024  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия