ГУФСИН России по Свердловской области

09.07.2020

В Тавде рассказали о детях войны, которые в свое время работали или служили в местной колонии

В этом году наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, одного из самых трагичных событий за всю историю России. Война забирала у людей многое, лишала привычных радостей, а детей лишила самого дорогого – беспечного детства.

Провожая на фронт взрослое поколение, дети брали на себя часть взрослого труда. У детей войны в памяти навсегда осталось то страшное время, ведь их отцы уходили на фронт, когда многие из них были совсем младенцами.

Речь сейчас пойдёт о тех детях войны, которые непосредственно связаны с уголовно-исполнительной системой: они работали или служили в учреждении И-299.

Дубинина Нина Ивановна родилась 9 сентября 1941 года. Отец пропал без вести в 1944 году. Нина Ивановна рассказывает: «В семье осталось три дочери. Отца своего я не помню, мне было всего 9 дней, когда он ушёл на войну. На фронт были призваны и трое братьев отца, которые также погибли».

- Нина Ивановна, как сложилась Ваша жизнь в послевоенное время?

- Как сложилась? Мама осталась одна, и нас – трое человек. Растила в голоде, в холоде. После пошла в школу, ходили мы пешком до Таборов с д.Кокшарово за 4 км. В итоге, закончила 8 классов.

Ясюкович Таисья Антоновна родилась 4 мая 1939 года. Ее отец был призван призван на фронт в 1941 году. Пропал без вести под Ленинградом в апреле 1944 года. Таисья Антоновна вспоминает:

«Погибли на войне Ланец Антон Абрамович (мой отец), Ланец Михаил Абрамович (мой дядя), Ланец Абрам (дедушка), вернулся живым только Ланец Андрей Абрамович (дядя). В семье осталось 2 дочери. Когда война окончилась, в 1947 году пришла похоронная на отца, нам с колхоза дали, как Красноармейской семье, корову и 2 пуда ржи, позже и пенсию дали. Помню, мама кормила лошадей, когда ей принесли похоронку на отца. Навстречу идёт деверь Василий и спрашивает:«Что ты плачешь?» А она отвечает: «Не могу руку из кармана вытащить!» (Там лежала похоронка)».

- Таисья Антоновна, что Вы можете рассказать о своём детстве, о жизни в то время?

- Когда провожали папу на фронт, он держал меня за ручку, а маленькую сестрёнку держал на руках. У нас не было своей хаты, у бабушки нас осталось 14 человек. Она была и за хозяина, и за хозяйку. Голодали мы, как и все в то время, зимой рожь мололи с мякиной, чтобы печь лепёшки, ели мёрзлую картошку, а летом, когда вырастала осока, крапива, срывали их и ели. Варили кашу из сосновых шишек, так и жили. Уже после войны пошла в школу в 9 лет до двух классов в деревне Ананьевка. Позже приходилось ходить за 3 километра в деревню Круторечку. Когда пошла в 4 класс, мама и говорит: «Дочушка, в школу не пойдёшь. Кончилось лыко, лапти плести не из чего, босиком не пойдёшь». Так и не ходила, но мама начала брать с собой в колхозные поля, уже с 9 лет я боронила в колхозе. Помогал семье во всём фронтовой друг отца – Ясюкович Макар (однофамилец). Они дали клятву друг другу – кто вернётся живым с фронта – будет помогать семье друга. Позже и я помогала его семье нянчить детей. Так мы и прожили в нищете и бедноте. 

Полубоярская Светлана Сергеевна родилась 8 октября 1941 года в селе Таборы Свердловской области. Как только началась война, в начале июля 1941 года её отца Кодина Сергея Филипповича и маму Марию Григорьевну призвали в местный Тавдинский РВК для отправки на фронт. При прохождении медицинской комиссии выяснилось, что женщина ждёт ребёнка, поэтому её вернули, домой и пересадили работать на пожарную машину. Отец же был направлен на передовую линию в автомобильную хозяйственную часть. Погиб он 7 марта 1943 года, так и не увидев новорождённую дочь. 

«Служив в хозяйственной части, папа даже помог одной семье. На имя мамы отца пришла открытка с благодарностью. Эта семья благодарила его за то, что он довёз их до Москвы. Кроме родителей, был призван мамин брат Ермолович Алексей Григорьевич. После танкового училища, отправился на фронт, где тоже погиб. Вместе с отцом они находятся в книге памяти. О дяде долго не было никаких известий, помню, как сказали мне: «Света, беги, рёв в доме стоит», прибежала, а говорят, дядя погиб».

- Светлана Сергеевна, каким было ваше детство?

- Детство очень тяжёлое было. Семья большая была, жили в Таборах. Болела я часто и корью, и скарлатиной. Был голод, вручную жали хлеб, иногда везло найти дома какой-нибудь колосок. Варили супы и из крапивы, и из лебеды. Надеть было нечего, ходили почти босиком. Мама работала в пожарной части. Когда она на работе была, сяду на окошечко (одна рама только в нём была), жду её. Всегда была рада, когда она приходила домой, а если ещё и во внутренний карманчик руку потянет, то это такое удовольствие. Можно подумать, что она конфеты принесла, но нет… маленький кусочек сахара.

Светлана Сергеевна знает, что отец похоронен в деревне Золотково Псковской области. Мечтая побывать там, она вспоминает: «Я папу видела только во сне…»


Материалы предоставлены музеем уголовно-исполнительной системы Тавдинского края «Наследие»

Силачёва Анастасия






Пресс-служба ГУФСИН России по Свердловской области

 

Поделиться:


Дата последнего обновления: 30.06.2021 12:50

архив новостей

« Январь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  2022 2021 2020  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия